Вторник, Декабрь 12, 2017
.

Berkshire Hathaway Inc. инструкция для пользователя

Именно под таким заголовком в 1996 году Уоррен Баффетт и Berkshire Hathaway опубликовал свод принципов для настоящих и будущих владельцев акций компании.

Надо отметить, что это очень редкое явление, когда руководство и контролирующие акционеры делают подобное для привлечения и удержания людей особого склада. По словам самого Баффетта — это сделано для того, чтобы привлечь «качественных» акционеров — тех, кто ориентирован на долгосрочное владение акциями Berkshire Hathaway, как в хорошие времена, так и во времена турбулентности.

Ведь фондовый рынок регулярно испытывает на прочность инвесторов — даже акции таких супер-качественных компаний, как Berkshire Hathaway периодически падают в цене от предыдущего пика на 50% и более. Через какое-то время цена возвращается к прежним, а затем и более высоким уровням. Но вот пережить эти непростые времена, не продать свои акции в самый неподходящий момент — это самое сложное.

И когда акционеры лучше понимают компанию — вероятность благоприятного исхода значительно выше.

 

Акции Berkshire Hathaway
Акция Berkshire Hathaway

 

Итак, 14 принципов ведения бизнеса Berkshire Hathaway:

1. Воспринимать компанию, как партнерство.
Т.е. рассматривать Berkshire Hathaway, как партнерство, где Уоррен Баффетт и Чарльз Мангер являются старшими партнерами, которым остальные акционеры доверили свои деньги в управление.

Отсюда вытекает фокус на максимально длинный горизонт планирования и спокойной реакции на колебания цен на акции и любые экономические и политические события, происходящие в мире.

2. Большинство директоров вкладывают большую часть свою состояния в акции Berkshire Hathaway.
Семья Чарльза Мангера держит около 90% своего состояния в акциях Berkshire, семья самого Баффетта — более 95%.
Идея в том, чтобы интересы директоров, которые принимают решения совпадали с интересами других акционеров.

3. Цель менеджмента — максимизация среднего ежегодного прироста внутренней стоимости на каждую акцию.
Идея в том, что менеджмент не может повлиять на цену акций, но может повлиять на бизнес. Чем бизнес будет успешнее, тем выше будет цена компании. Но важно не увеличение общей капитализации (размера компании) — т.к. этого можно достигнуть за счет, например, слияний и поглощений, а именно рост ключевых метрик (прибыль, балансовая стоимость и т.д.) на каждую отдельную акцию.

4. Достигать цели из пункта №3 мы собираемся владея коллекцией высококлассных бизнесов, которые генерируют денежный поток и процент на вложенный капитал выше среднего. Плюс мы будем покупать акции на фондовом рынке, когда они будут продаваться по привлекательной цене (например, во время рецессий и паник на рынке).

5. Из-за использования такого двухстороннего подхода (см.пункт №4) стандартные метрики, как-то консолодированная прибыль на акцию, в нашем случае может быть не очень релевантна.
Чарли Мангер и Уоррен Баффетт иногда оценивают компании под своим контролем нестандартно, но всегда стремятся объяснить почему они это делают и в чём преимущество такого подхода.

6. Бухгалтерские стандарты не влияют на управленческие решения. Иногда из-за нюансов бух.учета одна и та же прибыль будет выглядеть по-разному в отчетности холдинга Беркшир Хатауэй. Критерием является качество этих прибылей и их перспектива в будущем (будь это пакет акций или целая компания во владении Berkshire Hathaway).

7. Кредиты используются очень разумно и редко.
Если бы было иначе, то рост компании был бы значительно более быстрым, но и риск потерять все был крайне высоким.

Для Баффетта это немыслимо, т.к. его состояние, состояние его близких друзей и тысяч других людей вложены в Berkshire Hathaway.

8. Когда принимается решение о покупке новой компании, главный ориентир — это увеличение ценности компании из расчета на одну акцию.

Решения принимаются так, как если бы Баффетт распоряжался своими деньгами, а не пытался за счет акционеров просто увеличить компанию для увеличения своего статуса. Т.е. главное, чтобы росла цена каждой отдельной акции.

 

Стремительный рост цены акций Berkshire Hathaway
Стремительный рост цены акций Berkshire Hathaway

 

9. Деньги которые остаются в компании, а не выплачиваются в качестве дивидендов (дивиденды выплачивались всего один раз более 50 лет назад) — должны работать и грамотно инвестироваться.

10. Новые акции будут выпускаться (при слияних-поглощениях, дополнительном выпуске обыкновенных акций, выпуске конвертируемых акций и т.д.) только при условии, что компания получит столько, сколько она отдает.

Иначе получится, что вы продаёте за 80 центов то, что стоит 1 доллар.

11. Беркшир Хатауэй не будет продавать компании, которым она владеет.
Это касается компаний показывающих как хорошие, так не очень результаты. Не будет инвестироваться новый капитал в средний и плохой бизнес, но продаваться он не будет.

[С одной стороны, как признает сам Баффетт этот принцип невыгоден, т.к. иногда можно избавиться от плохого бизнеса просто продав его, либо продать хороший бизнес по завышенной цене — если поступит такое предложение. Т.е. могут иметь место ситуации упущенной выгоды. С другой стороны, такой подход — не продавать ни при каких условиях, притягивает к Berkshire Hathaway качественных людей и качественные компании.]

12. Прямое и честное информирование о проблемах, успехах, результатах работы компании.

Основной подход — давать столько и такую информацию, какую бы Баффетт хотел получать, если бы он был пассивным акционером.

13. Не комментировать вложения в ценные бумаги публичных компаний.

Это связано с конкуренцией — найти качественную инвестицию сложно.

14. С помощью публичных коммуникаций менеджмент Berkshire Hathaway стремится к тому, что цена на акцию компании отражала максимально близко ее подлинную стоимость.